Становление частного бизнеса женщин в современной России идет медленно, наталкиваясь на множество социальных, экономических и юридических барьеров. Женщина, как субъект предпринимательской деятельности, сталкивается с особым классом социальных проблем: конфликты ролей, выполняемые в общественной и частной жизни, массовое сознание, деформирование в сторону патриархата и другое. Неизбежная при переходе к рыночной экономике структурная перестройка требует пересмотраконцептуальных и методологических подходов к формированию женского предпринимательства. Речь идет о создании благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала женщин. Это важно не только для формирования политики занятости женщин на перспективу, но и для решения текущих, порой весьма острых проблем их определения в области карьеры. Тем более, что в числе безработных большинство по-прежнему составляют женщины.
Очевидна и социальная уязвимость женщин на рынке труда. В частности, на высших руководящих должностях женщин во много раз меньше, чем мужчин, а их заработная плата, как правило, ниже. Подобное положение характерно для большинства индустриально развитых стран. Высокая мотивация женщин к производительному труду и недооценка работодателями их способностей и трудового вклада, невозможность реализации ими своего образовательного и личностного потенциала, -причины того, что многие женщины, будучи высококвалифицированными специалистами, сталкиваясь с отторжением на рынке труда, принимают решения открыть собственный бизнес. И в этой области сталкиваются с дискриминацией в период вхождения на рынок. В силу психологических особенностей чаще всего женщины воспринимают дискриминацию как личную драму. Объективно же это весьма негативно сказывается на экономике и социальных отношениях. В интересах экономического и социального прогресса нужно новое понимание их роли в жизни общества, результатом которого должно стать утверждение нового социального статуса женщин.
Исходя из признания значимости повышения профессионального статуса женщин, важно выявить их индивидуальные особенности. Разработать способы, влияющие на мотивацию и ориентацию на определенный, наиболее подходящий вид профессиональной деятельности, показать социальные, экономические и нравственные преимущества трудовой карьеры. В этом -сущность нового концептуального подхода к обеспечению эффективного профессионального роста женщин.
Получающий все большее признание принцип "непрерывного обучения", или "обучения на протяжении всей жизни", применительнок женщинам означает, что мотивы и формы обучения должны учитывать особенности их жизненного цикла. Большинство из них на три-пять лет, а некоторые на больший период "вырываются" из сферы профессиональной деятельности в связи с рождением и воспитанием детей. Если не предусмотреть этого "зигзага" в системе обучения женщин, неизбежной становится значительная или полная утрата профессиональных знаний и навыков. Общество не должно скупиться на помощь женщинам, желающим вернуться к профессиональному труду. Читать далее