http://businessofrussia.com/%D0%BC%D0%B0%D0%B9/item/222-socialnoe-predprinimatelstvo.html
Общий взгляд
В основном эксперты выделяют четыре признака социального предпринимательства. Во-первых, это социальное воздействие, то есть деятельность предприятия должна быть направлена на смягчение существующих социальных проблем. Во-вторых, ему должна быть присуща инновационность, то есть в своей работе предприятие должно применять новые уникальные методы работы. В-третьих, оно должно обладать признаками финансовой устойчивости, то есть решать социальные проблемы за счёт доходов, получаемых от собственной деятельности. Наконец, четвёртый признак –это масштабируемость, то есть возможность передать полученные навыки другим компаниям, рынкам и даже странам. За счёт такого предпринимательского подхода социальное предпринимательство серьёзно отличается от традиционной благотворительности, так как, помимо социального эффекта, направлено прежде всего на зарабатывание денег.
В России социальное предпринимательство не получило пока такого серьёзного развития, как за границей. «Социальное предпринимательство –недавно возникший сектор экономики, многое здесь дискуссионно: социальное предпринимательство пытаются отнести либо к коммерческой, либо к некоммерческой сфере. Мы же полагаем, что оно существует и развивается по своим собственным законам», –говорит cтратегический директор Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher Руслан Абдикеев. По его словам, социальным предпринимателем принято считать любого предпринимателя, имеющего оформленные обязательства регулярно осуществлять определённый набор социальных действий для решения общественно значимых задач.
В 1980-е гг. понятие «социальное предпринимательство» стало популярным благодаря Биллу Дрейтону, основателю компании
Ashoka, однако появилось оно ещё задолго до этого. В частности, в России социальное предпринимательство возникло ещё на рубеже XIX–XX вв. Примером такого предпринимательства можно назвать Дом трудолюбия, основанный отцом Иоанном Кронштадтским. Ставшие впоследствии невероятно популярными, такие дома выполняли, по сути, функцию биржи труда, на которой каждый нуждающийся мог найти себе работу. Однако по-настоящему популярным социальное предпринимательство стало только на рубеже XX–XXI вв. Неслучайно в 2006 г. за социальное предпринимательство впервые была присуждена Нобелевская премия мира: её получил основатель микрофинансовой организации Grameen Bank Мухаммад Юнус.
В России социальное предпринимательство возникло ещё на рубеже XIX–XX вв. Примером такого предпринимательства можно назвать Дом трудолюбия, основанный отцом Иоанном Кронштадтским.
По мнению экспертов, социальное предпринимательство повышает экономическую эффективность, так как вводит в оборот ресурсы, которые ранее в таком качестве не использовались. Причём это касается неиспользуемых не только материальных (отходы производства), нои человеческих ресурсов, например социально исключённых групп: бедняков, этнических диаспор и т.д. Исходя из этого, Коимбатур Прахалад сформулировал в своих работах один из подходов социального предпринимательства: если перестать рассматривать бедных как жертву или бремя, а увидеть в них предпринимателей и потребителей, то это открывает множество возможностей не только для них самих, но и для бизнеса. Таким образом, например, работая с бедными или обделёнными слоями населения, бизнес может не только получать прибыль, но расширять рынок и создавать огромное число новых потребителей. Для того чтобы это стало возможным, по мнению Прахалада, крупным фирмам следует сотрудничать с организациями гражданского общества и местной власти.
Основные сложности
На практике развитие социального предпринимательства в России оказалось не таким простым. Во-первых, по словам экспертов, наиболее востребованным социальное предпринимательство оказалось в странах третьего мира, страдавших от острых социальных проблем и одновременносохранивших в запасе культуры неизжитые моральные ценности традиционного общества. Эти условия мало походили на условия России и тем более –развитых индустриальных стран Запада. Во-вторых, традиционные для социального предпринимательства НКО, с которыми предлагал сотрудничать, не получили в России популярного развития. В-третьих, в России практика корпоративной социальной ответственности слишком часто при ближайшем рассмотрении обнаруживала корыстные интересы бизнеса либо государственное давление. В-четвёртых, долго время не только бизнес, но и сами граждане не демонстрировали большой приверженности социальной солидарности. Несмотря на наличие серьёзных сложностей, в России социальное предпринимательство есть, и, более того, по инновационному потенциалу и социальным ориентирам оно ничуть не уступает западным аналогам. Однако основная разница определяется скорее масштабами деятельности предприятий, а главное –отличиями российской социальной и институциональной среды. К главным сложностям эксперты относят и проблемы, встречающиеся во многих странах, например застойную безработицу в среде этнических меньшинств, социальную исключённость инвалидов и т.д.
В целом в настоящий момент, по данным Агентства стратегических инициатив, сегодня в России социальным предпринимательством в России в том или ином виде занимается только около 1% компаний, для улучшения ситуации необходимо его увеличить хотя бы до 10%. «Необходимо открывать возможности и создавать условия для развития предпринимательства в отечественной социальной сфере. Это даст приток новых идей, технологий, повысит качество услуг, создаст сотни тысяч рабочих мест», –считает директор направления «Социальные проекты» АСИ Владимир Яблонский. В частности, Агентство стратегических инициатив ведёт работу в этом направлении: собирает лучшие социальные практики и помогает тиражированию их в другие регионы. В планах АСИ –работа по введению новых мер поддержки для социальных предпринимателей, в том числе упрощение процедур регистрации и ведения деятельности, внедрение современных механизмов финансирования, а также развитие институтов государственно-частного партнёрства в социальной сфере.
Ещё одно серьёзное препятствие для развития социального предпринимательства в России –это отсутствие нормативного регулирования. В настоящий момент единственный государственный документ, который даёт определение социальному предпринимательству, –это приказ No223 Минэкономразвития России. При этом социальное предпринимательство понимается в нём только как «предпринимательская деятельность, направленная на решение той или иной социальной проблемы». Она может идти как путём предоставления услуг категории лиц с ограниченными возможностями, так и путём обеспечения их занятости на предприятии. Правда, есть и другой критерий социального предпринимательства –в эту категорию попадают предприятия, которые поддерживают деятельность лиц с ограниченными возможностями по здоровью, причём количество таких сотрудников должно составлять не менее 50% от штата, а доля их доходов –не менее 20% от фонда оплаты труда. Однако полноценным такое определение назвать сложно.
Результаты работы
На сегодняшний день в России есть несколько крупных организаций, которые занимаются поддержкой социального предпринимательства. Так, долгое время основным фондом поддержки социального предпринимательства был фонд «Наше будущее» Вагита Алекперова. Эта организация ежегодно проводит Всероссийский конкурс социальных проектов, по результатам которого выдаёт долгосрочные беспроцентные займы, а также помогает начинающим предпринимателям, предлагая им услуги по подготовке бизнес-плана. В общей сложности фонд оказал поддержку 75 социальным предпринимателям на общую сумму более 150 млн руб. Конкурсы проектов по социальному предпринимательству в России проводит также благотворительный фонд Reach for Change, представительство которого открылось в России в декабре 2011 г., а также Межрегиональная общественная организация «Достижения молодых». Социальным предпринимательством последнее время занялись и другие представители крупного бизнеса. Например, компания Русал открыла в Красноярске первый в России Центр инноваций в социальной сфере. Деятельность центра направлена на вовлечение людей, обладающих предпринимательской активностью, а также руководителей малого и среднего бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций в решение социальных проблем регионов через реализацию социально-предпринимательских проектов. Как объяснил на церемонии открытия первый заместитель генерального директора РУСАЛа Владислав Соловьёв, «РУСАЛ заинтересован в повышении уровня социальной и деловой активности в регионах присутствия». «Развитие социального предпринимательства –это новое направление социальных инвестиций компании. Центры инноваций в социальной сфере должны стать опорными точками роста для решения важных социальных задач. Лучшие бизнес-проекты социальных предпринимателей получат поддержку компании и партнёров проекта», –заявил он. В ближайшее время на базе ЦИСС в Красноярске начнёт работать Школа социальных предпринимателей, в рамках которой представители бизнеса познакомятся с лучшим международным и российским опытом социального предпринимательства, обучатся бизнес-планированию, а также получат знания в области правовых и финансовых основ бизнеса. Новый проект вписывается в общую стратегию развития социального предпринимательства компании РУСАЛ. В частности, в 2010 г. эта компания объявила программу «Территория РУСАЛа», в рамках которой было реализовано 50 проектов с объёмом инвестиций 150 млн руб.
Другое направление работы –это развитие микрофинансирования. С 2002 г. в России также действует Российский микрофинансовый центр (РМЦ), который организует совместные проекты вместе с Творческой лабораторией «Грамин», Yunus Centre и Yunus Social Business. В 2011 г. вступил в силу Закон о микрофинансовой деятельности: был сформирован государственный реестр микрофинансовых организаций, в который входит уже несколько тысяч компаний. Этот сегмент рынка постоянно растёт. По оценкам НАУМИР и Некоммерческого партнёрства «Микрофинансирование и развитие» (НП «МиР»), в 2011 г. рынок микрофинансовых институтов (включая кредитные кооперативы) составил 33 млрд руб. Всего сейчас в России работает около 3 тыс. микрофинансовых компаний, при этом за 2012 г. рынок вырос на 1574 таких организации. Правда, за время ведения госреестра микрофинансовых организаций из него были исключены 114 компаний, хотя в общей сложности по количеству новых игроков в 2012 г. рынок увеличился почти на 63,5%. По сути, это один из самых быстрорастущих рынков в России. Совокупный портфель кредитов, выданных микрофинансовыми организациями, достиг 48 млрд руб., увеличившись в прошлом году на 30%, а в позапрошлом –на 25%.
Социальные проекты
Если посмотреть на конкретные проекты в области социального предпринимательства, то окажется, что им уже охвачены самые разнообразные отрасли. В 2012 г. победителем Всероссийского конкурса проектов «Социальный предприниматель –2012», организованного фондом «Наше будущее», стала «Клиника восстановительного лечения ФТИ» из Астрахани. Эта клиника будет оказывать специализированную медицинскую помощь населению с заболеваниями нервной системы, опорно-двигательного аппарата, гинекологическими заболеваниями и послеоперационным больным. До настоящего времени на территории Астраханской области не было ни одного реабилитационного центра или медицинского учреждения, специализирующегося на восстановительной медицине. Для 2% общей численности инвалидов, участников ВОВ с нарушением опорно-двигательного аппарата клиника будет оказывать услуги бесплатно. Таким образом, 350 человек получат высококачественную бесплатную консультативную, восстановительную и диагностическую медицинскую помощь. Другим победителем конкурса стал проект «Сельская аптека в Алешне», запущенный предпринимателем из Тульской области Еленой Костяновской. Основной целевой аудиторией аптеки будут люди из 11 деревень, расположенных в радиусе 35 км. До этого времени здесь, в муниципальном образовании Фёдоровское Ленинского района Тульской области, не было ни одной аптеки, и, для того чтобы закупить необходимые лекарства, людям приходилось отправляться в Тулу. Благодаря проекту Елены Костяновской покупка медикаментов станет гораздо проще для 4,6 тыс. человек. Другой победитель –московский салон-парикмахерская, где работают в основном инвалиды по слуху. В рамках предприятия планируется организовать плотное сотрудничество с школами-интернатами для детей с нарушением слуха и бесплатное обучение мастерству учеников-инвалидов по слуху.
Подобные проекты есть и в других регионах. Например, в Санкт-Петербурге работает благотворительный фонд «Надежда», выпускающий реабилитационное оборудование для пожилых, инвалидов, людей, перенесших серьёзную травму. Компания также открыла платный пункт проката, обеспечивающий реабилитационным оборудованием на время сбора справок. В свою очередь, московская компания «Доспехи» занимается производством ортопедической системы, позволяющей людям с травмой или заболеваниями позвоночника, приведшими к параличу ног, самостоятельно передвигаться. Социально ориентированные проекты есть даже в области телекоммуникаций. Так, компания «Смарт Телеком» вместе с Лабораторией социальных инноваций Cloudwatcher запустила туристическую сим-карту «ДоброSIM», которая предоставляет абонентам мобильной связи пакет сервисов и скидок, а также позволяет участвовать в благотворительных проектах. Каждый раз пополняя счет, абонент перечисляет 5% на поддержку работы социальной биржи «Взаимопомощь». Ещё более интересная идея Лаборатории Cloudwatcher –это проект «Перевод», который помогает профессиональным переводчикам-инвалидам получить заказы от коммерческих компаний.
Несмотря на наличие серьёзных примеров, для дальнейшего развития социального предпринимательства, по мнению экспертов, необходимо разработать отдельный закон о социальном предпринимательстве, а также доработать и расширить законодательные акты, в частности закон о НКО, и дополнить его более подробным описанием деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Проект такого законопроекта уже есть, в частности в нём предлагается прописать субъекты социального предпринимательства, включая коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, обозначить требования и ограничения для такого рода деятельности, а также установить налоговые льготы, на которые могут рассчитывать такие энтузиасты. Более того, следующим шагом могло бы стать создание отдельных корпоративных форм или типов компаний для субъектов социального предпринимательства. Впрочем, пока до этого дело не дошло, хотя, согласно недавнему докладу директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России Натальи Ларионовой, министерство будет поддерживать социальных предпринимателей и в 2013 г., но каким образом, пока доподлинно неизвестно.