Человечествоза последнее столетие пережило столь быстрые и существенные изменения, каких не было в течение предыдущих тысячелетий. С одной стороны, наблюдается общая гуманизация общества, повышениеценности человеческой жизни и личности, законодательное закрепление понятия прав человека,появление ООН, способной формулировать общие цели и правила для дальнейшего глобального развития. С другой стороны, растет и масштаб стоящих перед человечеством проблем, таких как рост населения, нищета, глобализация экономики и экономических кризисов, изменение климата и исчезновение природных ресурсов.
Развитие социальных структур всегда более инертно, чем жизнь самого общества. К тому же, государство не может решить все социальные проблемы в силу ограниченности средств и разносторонности собственных задач.
Долгое время единственным помощником государства в социальной сфере была благотворительность, по праву получившая название «третьего сектора экономики». Однако благотворительные организации, которые оказывают незаменимую помощь в ситуациях катастроф и иных экстремальных событий,всецело зависят от нестабильного притока пожертвований, а потому часто не способны осуществлять длительные программы, ориентированные на системные изменения.
Именно эти особенности существующих социальных структур стимулировали поиск новых форм гармонизации жизни общества и решения его застарелых и новых проблем, что и обусловило появление социального предпринимательства, нового, «четвертого» сектора экономики. Оно стало реально действующим инструментом позитивных социальных преобразований в руках простых людей, не обличенных властью и не владеющих многомиллионными состояниями, и дало один из вариантов ответа на вопрос: «Что каждый из нас может сделать для изменения жизни людей к лучшему?».
Как же работает «четвертый сектор»?
Социальные предприниматели, ставя перед собой цель решения конкретной социальной проблемы, ищут новые и наиболее эффективные решения, которые, как правило, связаны с новыми способами использования ресурсов общества и экономики, которые до них не использовались или использовались неэффективно. Например, люди, относящиеся к социально неблагополучным социальным группам, с обычной точки зрения являются лишь получателями социальной помощи и пособий. Однако с точки зрения социального предпринимателя эти же люди могут стать лояльными работниками –важно лишь найти наилучшую сферу приложения для их труда.
Тот же принцип действует и в отношении клиентов: клиентские сегменты, которые не охватывают обычные коммерческие предприятия, являются потенциалом для развития социальных предприятий.
Создание доступных и ориентированных на потребности клиентов социальных продуктов и услуг –также важная составляющая «четвертого сектора». Социальные предприниматели активно преобразуют сферу образования и здравоохранения, разрабатывая решения по удаленной и микро-диагностике, реабилитации и профилактике заболеваний, доступным услугам по обучению, наставничеству, спортивному и творческому развитию. Такие СП, как сеть офтальмологических клиник Aravind, клиники и предприятия по изготовлению протезов Jaipur Foot, сеть кардиологических клиник NH в Индии c помощью дифференцированной системы ценообразования оказывают высококачественные медицинские услуги людям с любым уровнем доходов.
Проекты Википедия, Open University, Educate! дают примеры решений в сфере доступного образования, информации, а также привлечения пользователей к созданию информационных и образовательных продуктов.
Многие социальные предприниматели ищут пути комплексного развития своего местного сообщества, находя применение конкретным местным ресурсам и сплачивая друзей и соседей вокруг своего проекта.
Социальные финансы
Важной составляющей сектора социального предпринимательства являются социальные инвесторы –организации и частные лица, готовые пренебречь доходностью инвестиций ради решения волнующих их социальных проблем. В последнее время появляются и национальные, и наднациональные организации, аккумулирующие средства социальных инвесторов и инвестирующие их с помощью партнерских социальных и благотворительных организаций на местах в перспективные социальные предприятия. Такой организацией, в частности, является английский Big Society. В Сингапуре, ЮАР, Бразилии появились первые биржи социальных предприятий.
Режим благоприятствования –зарубежный пример
Поскольку социальные предприятия берут на себя часть задач государства по решению или смягчению социальных проблем и в то же время в отличие от «третьего сектора» являются самоокупаемыми организациями, многие правительства разрабатывают и внедряют меры по всесторонней поддержке социальных предприятий. При этом используются механизмы налоговых льгот и субсидий как для предпринимателей, так и для социальных инвесторов, создание специальных организационно-правовых форм для СП, механизмы вовлечения социальных предприятий в госзакупки, социальные бонды, информационные кампании по популяризации социального предпринимательства, поощрению социального потребления и тиражированию инновационных моделей успешных СП. Примеры такой активной политики в отношении «четвертого сектора» подают Великобритания, Канада, США, Италия, Южная Корея.
Российский путь
Социальное предпринимательство в России прошло не столь длинный путь развития, однако Фонд «Наше будущее», ставший пионером в его продвижении в нашей стране, находит с каждым годом все больше единомышленников как среди самих социальных предпринимателей, так и среди государственных и негосударственных организаций, предлагающих свои решения по поддержке этого вида деятельности. Российские социальные предприниматели занимаются созданием доступных детских садов и развивающих центров, трудоустройством и обслуживанием людей с ограниченными возможностями, возрождением народных промыслов и ремесел, социальной адаптацией выпускников детских домов, переработкой отходов, социальным обслуживанием пожилых людей.
В настоящее время самыми актуальными задачами формирующегося «четвертого сектора» нашей экономики являются формирование системы государственной поддержки и законодательной базы для деятельности социальных предпринимателей и социальных инвесторов, а также снижение административных барьеров для создания социальных предприятий, информирование людей о социальном предпринимательстве и возможностях создания своего социального предприятия, создание доступной инфраструктуры для старта и развития социальных предприятий. Российские социальные предприятия имеют потенциал роста как за счет создания новых решений, так и за счет тиражирования моделей уже работающих успешных предприятий, и имеют все шансы сформировать мощный и эффективный «четвертый сектор» экономики.
Подробнее: http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/forth-sector.html#ixzz2mFIP3nqy
Социальное предпринимательство –"четвертый сектор" экономики -Портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство»