1.Смысл социальногопредпринимательства
Социальное предпринимательство –это новый инновационный способ осуществления социально-экономической деятельности, соединяющий социальную миссию с достижением экономической эффективности. В его основе находится создание, так называемых, социальных предприятий–т.е. бизнес предприятий, организованныхв социальных целях и для создания социального благаи функционирующихна основе финансовой дисциплины, инноваций и порядка ведения бизнеса, установленного в частном секторе.В последнее десятилетие эта практика получила необычайную популярность как в развитых индустриальных странах, таких как США, Великобритания, Франция, Германия и др., так и в странах третьего мира, для которых новый способ комбинации экономических и социальных ресурсов является средством вырвать из глубокой бедности значительные слои населения. По мнению Г. Диза, директора Центра развития социального предпринимательства Университета Дюка (США), идея социального предпринимательства в последнее время получила популярность, т.к. «очень подходит нашему времени». Это связано с тем, что «многие результаты деятельностигосударственных и благотворительных организаций оказались далеки от наших ожиданий, а большая часть институтов общественного сектора все чаще рассматривается как нерезультативная, неэффективная и безответственная. Социальные предприниматели нужны для того, чтобы создать новые модели социально значимой деятельности «для нового века».
Понятие социального предпринимательства в России только начинает хождение. В этом смысле она отстает, например, от Украины,Казахстана, Молдавии или Белоруссии.Для развития социального предпринимательства в России важна не только правильная самоидентификация, которая может придти с усилением информационного обмена, но и развитие распространенных в других странах важных социально-экономических институтов –таких, как малое предпринимательство, кредитная кооперация, микрофинансирование,некоммерческая деятельность в социально-экономической сфере,способных выступить в качестве «материнских структур» для развития социального предпринимательства. В то же время анализ уже имеющегося опыта функционирования некоторых из перечисленных форм свидетельствуют о зачатках развития социального предпринимательства в России. Важной предпосылкой социального предпринимательства в этом ряду является микрофинансированиеи, в частности –кредитная кооперация.
2. Микрофинансированиеисоциальноепредпринимательство
Содержание микрофинансовых технологий сводится к тому, чтобы сделать экономически оправданным для кредитора предоставление необходимогоспектра финансовых услуг малообеспеченному населениюимикро-бизнесутаким образом, чтобы получатели могли использовать финансовые услуги для целей собственного развития.Традиционные технологии кредитования,вотличие от микрофинансирования, не позволяют масштабно работать cданными категориями клиентов.В этом состоит ипринципиальное отличие микрофинансирования от ростовщичества, так как задача последнего –закрепление зависимостизаемщика за счет изъятия получаемого дохода практически в полном объеме. Читать далее